Чтобы понять, как лицей стал таким, каким является сейчас, надо пройтись по истории его становления, а именно с постройки самого здания.
А началось все в далеком 1975 г., почти 50 лет назад. Район Предмостной площади г. Красноярска все больше разрастался, превращаясь из района с ветхими деревянными постройками вдоль заросшей речки Паниковки в массив с пяти- и девятиэтажными зданиями, красивой площадью перед выездом на Коммунальный мост. Численность населения росла, а значит увеличивалось и количество детей, которым нужны были места в детских садах и школах. А их-то как раз и не хватало, ведь тогда в этом районе были только две школы - № 42 и № 17. И вот, 1 сентября 1975 г. торжественно открывается новая школа на тысячу с лишним мест – школа № 71.
Упустим промежуток времени длинною почти в 20 лет, ведь нам нужно рассказать об истории становления лицея, а этого бы наверняка не случилось без Ирины Геннадьевны Осетровой, нынешнего директора нашего инновационного учреждения, о котором известно не только в г. Красноярске, но и далеко за его пределами.
Ноябрь 1996 г. - Осетрова И. Г. назначена директором средней общеобразовательной школы-комплекса № 71, объединяющей детский сад (№ 178), общеобразовательную школу и центр дополнительного образования. С целью содействия реализации образовательной программы школы- комплекса в 1998 г. создается Попечительский совет, в который входят значимые люди города, и не только (например, ректор ИПОП «Эврика» А. И. Адамский). Осетрова И. Г. и Зылевич С. Ю., председатель Попечительского совета, проходят обучение в Москве по направлению «Государственно- общественное управление образованием».
Ирина Геннадьевна начинает свою деятельность в качестве директора не только с подбора и обучения кадров, инновационного менеджмента. Как человека по одежке встречают, так и школа должна встречать своих учеников, родителей и гостей современными уютными интерьерами, дизайнерски оформленным информационным пространством, ухоженным пришкольным участком. И началось создание комфортной образовательной среды. Сначала первый этаж, туалеты, потом постепенно все остальное пространство, в том числе и школьный двор. Помогали, конечно, родители, члены Попечительского совета, и конечно же, сами педагоги. Стало понятным, что чтобы сделать школу красивой, комфортной, вывести ее на новый уровень – уровень инновационной школы, надо выходить на проектный стиль работы. Это даст возможность не только развивать педагогический коллектив, но и получать грантовую поддержку.
1997-1998 гг. вовлечение педагогов школы-комплекса в инновационную и экспериментальную деятельность через семинары под руководством ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» А. И. Адамского. В сентябре 1998 г. школа № 71 получает статус Федеральной экспериментальной площадки «Создание комплекса непрерывного образования», который дал право на принятие нестандартных решений управленческих и учебно- воспитательных задач в рамках проекта
С 1998 г. ведется экспериментальная деятельность по теме «Выбор как условие успешности личности на всех стадиях жизни с учетом возрастных переходов». Основные усилия направлены на создание (организацию и содержательное наполнение) системы выбора образовательных программ, которая соответствовала возможностям возраста. Предметностью образования в лицее стали не предметные области (русский язык, математика и т.д.), не внеклассная работа, а освоение различных видов деятельности всеми субъектами образовательного процесса, таких, как учебная, коммуникативная, проектная, управленческая, экспертная и т.д., то есть именно тех деятельностей, идея освоения которых отражена в Концепции модернизации образования.
За следующие 2 года понятия «выбор» и «успех» были переосмыслены из непосредственно следующих друг за другом в крайние звенья цепи: выбор - инициатива - сотрудничество - успех. Тема следующего проекта - «Различные виды деятельности как предметность образования» В 2001 г. школа-комплекс получает статус Федеральной авторской экспериментальной школы по теме «развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении». В этот период происходит становление Инновационного центра повышения квалификации (ИЦПК) на уровне школы. Педагогами разрабатываются и апробируются на разных управленческих командах (школы, СПО) программы повышения квалификации, основанные на уже имеющемся опыте инновационной деятельности:
«Образовательная программа проектирования культурно-образовательной инициативы по специализации: методист-проектировщик» с приложением программ мастерских:
«Игры-погружения как форма интеграции предметных знаний» «Роль проектной деятельности в становлении детского сообщества» (программа развития воспитательной системы школы № 71) «Деятельностный подход в экологическом образовании» (обобщение опыта в формировании экологического мировоззрения у подрастающего поколения)
Далее развитие педагогического коллектива идет в направлении оформления собственной деятельности в программы ПК:
• Экспедиция как путешествие за образованием
• Экскурсионная деятельность как образовательная технология
• Экономика образования
• Психолого-медико-социальное сопровождение образовательного процесса
• Организация работы с одаренными детьми
• Начальная школа как пространство формирования у ребенка способности к выбору
• Мониторинг инновационной деятельности
• Модели детского управления образованием
• Информационное пространство школы
• Государственно-общественное управление как площадка порождения инноваций
С 2001 до 2005 г. обобщение опыта педагогов лицея легли в сборники в виде статей и методических материалов, которые ежегодно представлялись на выставке «Образование» в Москве:
• Экономическое обоснование образовательной программы
• Школа Клад-энд-Хогвардс как образовательный проект
• Школа как пространство социального развития
• Событийный мониторинг инновационной деятельности
• Непутевые заметки (материалы по итогам экспедиций эколого- краеведческого клуба «Юнэйкос»)
• Риторический идеал в аспекте современной речевой культуры
• Развитие творческих способностей младших школьников
• Модель организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового участия попечительских советов в развитии системы общего образования на муниципальном и региональном уровнях
• Повышение профессионализма учителей
• Образование плюс. Центр одаренных детей.
• О пропедевтическом курсе геометрии
• Музейная педагогика как средство сохранения культурного наследия
• К профильной школе через освоение социального пространства
• Возможности риторики в становлении личности ребенка
• Базисный учебный план - реальное отражение изменений образовательной программы лицея
• Актуальность социально-экономического образования в формировании у подростков способности к адаптации в новых рыночных условиях
Благодаря созданию эффективных условий для профильного образования, углубленного изучения предметов в 2003 г. мы оформляем лицензию, успешно проходим аккредитацию как ЛИЦЕЙ – ЛИЦЕЙ № 9.
В 2003 г. наш проект ФАЭШ «Различные виды деятельности как предметность образования» трансформируется в проект «Механизм взаимодействия с обществом как средство реализации идей концепции модернизации образования», целью которого становится продвижение идей инновационного образования, отражающих концепции модернизации образования, через взаимодействие с разными структурами общества: образование, культура, спорт, здравоохранение, бизнес-структуры.
С ноября 2003 года лицей активно работает с издательством «Просвещение» - педагоги участвует в апробации учебников по различным предметам.
В 2003 г. создаются целевые программы: «Развитие информационного пространства лицея» «Одаренные дети»
«Безопасная школа» с подпрограммами «Образование и здоровье», «Профилактика безнадзорности и беспризорности», «Рациональное питание»
В 2004 году мы создаем непростую книгу - КНИГУ-ШКОЛУ под названием «Азбука счастья». Это книга описывает все стороны, все уголки, каждого жителя ЛИЦЕЯ, в ее написании приняли участие практически все, кто живет здесь или уже выпустился.
В этот период Центр дополнительного образования, Центр одаренных детей совместно с главным управлением образования ежегодно проводят слеты одаренных детей, на которых собираются учащиеся из всех школ г. Красноярска и даже из удаленных районов нашего края. Активно развивается деятельность по становлению детского самоуправления. Создается детская общественная организация «Красноярская ассоциация ФЭПперов» (КАФ) - она объединяет учащихся инновационных школ города.
Становятся традицией презентации одаренных детей, бенефисы творческих детей, педагогов, работающих с этими детьми. Ежегодно 1 июня в районе Предмостной площади мы организуем фестиваль «Школьный Арбат», направленный на презентацию детских творческих коллективов Свердловского района, организацию различных событийных площадок для детей.
В 2004 г. впервые была организована летняя выездная школа в оздоровительном лагере на Базаихе, в ней приняли участие около 300 детей. Далее эта школа трансформируется в Школу волшебников, которая организуется на базе отдыха «Горная Саланга». Программа школы основана на мотивах популярной книги о Гарри Поттере. Дети в этой ШКОЛЕ становятся настоящими волшебниками, потому что занимаются интересным делом на своих факультетах, а объединяют всех общие события. Многие выпускники этой замечательной ШКОЛЫ стали успешными кинооператорами, менеджерами, юристами, предпринимателями и т.д. Школа получает ежегодное софинансирование из городского и краевого бюджетов.
Активно работает эколого-краеведческий клуб «Юнэйкос», созданный еще в 1998 г. Ежегодные летние эколого-краеведческие экспедиции, участие в экологических акциях, конкурсах, форумах, фестивалях - все это формировало у наших учеников экологическое мировоззрение, активную гражданскую позицию, жизненно важные компетентности. Летние экспедиции с 1999 г. получают софинансирование из городского бюджета.
С 2004 г. лицей вводит традицию ежегодных Педагогических марафонов, на которые приглашаются педагоги школ города, а наши педагоги представляют свой опыт.
В 2005 г. мы разрабатываем Инновационную модель общего образования, которая опубликована в книге «Инновационность как конкурентоспособность серии «Культурная образовательная инициатива», Издательский дом «Эврика», под ред. А. И. Адамского, г. Москва. Эта книга распространена по всей России. Мы получили положительную экспертную оценку своей деятельности.
В 2004 г. наши дети и учителя первыми вышли на парад в честь Дня Победы, неся портреты родственников, погибших в Великой Отечественной войне. Проект «По праву памяти» получил грантовую поддержку, пусть и небольшую. Сейчас эта ежегодная акция под названием «Бессмертный полк» проходит по всей стране. Разрабатываются и получают грантовую поддержку РУСАЛа такие проекты «Красота спасет мир», «Мы выбираем жизнь», «Зоопарк для дошколят». В 2002 г. проект «Роев Ручей - место социальных проб» также получил грантовую поддержку, а наши дети в летний период начали работать в Роевом Ручье экскурсоводами. Все эти проекты направлены на создание мест для социально значимых практик для наших детей, что очень важно для воспитания настоящего гражданина.
В это же время мы активно включаемся в освоение IT инструментов и механизмов. Начинает создаваться локальная сеть. Стал доступным электронный документооборот. Модернизируем лицейский сайт. Размещаем там различные нормативные, методические, отчетные материалы еще до вступления в силу законодательства о структуре сайтов и размещении на них необходимых документов. Разрабатываем совместно с программистами компьютерную игру «Стань мэром». Основная идея игры - чтобы занять столь высокий пост, надо много знать и уметь, то есть в игровой форме пройти достаточно трудный путь. Компьютерные технологии развивались стремительно, программисты стоили дорого, и эта проба дала очень много нам в понимании, как развивать образование дальше.
Значимую поддержку оказывает в этом периоде (2000-2005 гг.) финансирование нашей инновационной деятельности через Госконтракты с ИПОП «Эврика». Также, с 2005 г. мы принимаем участие в краевых конкурсах программ развития образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование». Так, программа развития 2005 г., направленная на развитие информационного пространства лицея, получила грантовую поддержку в 1 млн. руб. Приобретены компьютеры, ноутбуки, экраны, что позволило повысить качество образовательной среды, а значит качество образовательных результатов.
2006 г. - по инициативе родителей создается Школьная палата представителей родительских ассоциаций. В результате ее активной деятельности появляются совместные проекты, например «Ребенок будущего. ШППРА является разработчиком положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, главными принципами которого стали учет результативности работы учителей и открытость. В этом же году по инициативе Попечительского совета и родителей Лицея создается Некоммерческий фонд «Попечительский совет лицея № 9». Этот фонд создан с целью материально-технического и финансового содействия реализации инновационной образовательной программы лицея, прозрачности финансовых средств. С тех пор в фонд ежегодно поступают до 3 млн. руб. от пожертвований, благотворительных взносов и грантов. 2007-2009 гг. - участие в реализации федерального комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Общелицейский проект переходит в новую стадию - «Взаимодействие с обществом с целью построения модели непрерывного образования от дошкольного до профессионального при ведущей роли дополнительного образования».
С 2007 г. детский сад, входивший в состав нашего комплекса, забирают, с того момента он входит в реестр муниципальных ДОУ. Мы перестраиваем систему предшкольного образования в Школе будущего первоклассника «АБВГДейка», она направлена на сохранение самоценности данного возрастного этапа и организацию безболезненного перехода од дошкольника к школьнику. Посредством предшкольного образования мы решаем такие задачи, как формирование учебной мотивации, развитие познавательных интересов, создание условий проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности.
2007 г. - создание детско-юношеской общественной организации поддержки подростковых инициатив «Территория Старта». Эта организация становится действенным органом детского самоуправления.
С 2007 г. мы проводим ежегодные фестивали детского творчества им. Матвея Сажина. Этот фестиваль объединил не только детские творческие коллективы города, но и различных районов Красноярского края.
В это же время мы создаем еще одну общественную организацию - «Серебряная молодежь» Красноярского края, в которую вошли старшеклассники и молодые педагоги.
С 2007 г. начинает ежегодно издаваться лицейский журнал «КЛУБ Ок», работает детский лицейский издательский центр «Газета «КНОПКА». Расширение партнерских отношений с целью вовлечения наших детей в социальные практики, развитие профильных направлений. Для учащихся 9 классов они организуются в 11 профессиональном лицее. Создан сетевой профильный 10-й класс по направлению «Психология» и «Менеджмент» при совместной деятельности педагогов лицея и преподавателей Московского психолого-социального института, в нем обучаются учащиеся близлежащих школ Свердловского района.
Программа развития 2008 г. также получает поддержку 500 тыс. руб. Ее цель повышение у детей младшего подросткового возраста мотивации к получению собственного образования через организацию образовательной среды, в которой ведущей деятельностью будет коммуникативная. В 2007 г. мы стали пилотами в предоставлении Публичного доклада. Совместно с приехавшим к нам С. Кравцовым (ныне министр просвещения РФ), тогда еще помощником руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, но уже доктором педагогических наук, мы приняли участие в разработке основных положений Публичного доклада, через некоторое время ставшего обязательным для всех школ России.
В этом же году создается Управляющий совет лицея, председателем которого становится председатель Школьной палаты представителей родительских ассоциаций Дрянных Д. А.
В 2007 г. нам, одним из первых в городе, на пришкольной территории оборудуют спортивные площадки, в состав которых входят футбольное поле, комплексная площадка с резиновым покрытием, гимнастическая площадка, беговые дорожки.
2008 г. - успешное прохождение процедуры аккредитации, подтверждение статуса лицея, реализующего программы углубленного изучения предметов Базисного учебного плана.
В 2009 г. мы опять становимся победителями регионального конкурса программ развития в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Программа «Новая цифровая начальная школа» получает поддержку в 1 млн. руб. В кабинетах начальной школы устанавливается современное компьютерное оборудование (интерактивные доски, ноутбуки для индивидуальной работы, видеокамеры и т.д.). Цифровые технологии прочно начинают входить в образование наших детей.
В этом же году общелицейский проект переходит в новое качество: «Переход в новое качество образования через формирование у учителей, родителей, общественности как субъектов образовательной политики потребности в инновационной деятельности».
Цель проекта: создание условий для перехода в новое качество образования с целью получения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников лицея. Задачи:
1. Создание механизма взаимодействия между родителями, обществом, лицеем с целью выработки системы оценки качества образования.
2. Создание ассоциаций, клубов, в которые войдут учителя, родители, представители общественности.
3. Разработка целевой программы «Учитель», направленной на формирование у учителей потребности в образовании, в инновационной деятельности.
4. Разработка каждым учителем собственной программы самообразования.
5. Формирование у родителей и представителей общественности позиции внешнего эксперта, а не пассивного созерцателя через организацию детских публичных защит творческих, исследовательских работ, Публичную защиту знаний
6. Формирование у родителей позиции управленца через организацию Школы общественных управляющих.
7. Формирование у родителей активной позиции участника образовательного процесса через участие в реализации лицейских образовательных проектов.
8. Привлечение ресурса организаций-партнеров, поиск новых партнеров для реализации лицейских проектов.
9. Формирование у родителей потребности в оформлении современных школьных интерьеров.
10. Формирование у родителей и представителей общественности здорового образа жизни.
2009 г. - утверждение ФГОС начального общего образования. Наш педагогический коллектив активно включился в обсуждение стандартов еще до их принятия. И мы становимся пилотной школой по введению ФГОС НОО. Параллельно мы участвуем в обсуждении стандартов основной школы и становимся пилотами по введению ФГОС ООО. Принимаем активное участие во всех семинарах, работе проектных групп Красноярского края.
С приходом новых стандартов пришло время изменять модель образования. В течение 2010 г. всем педагогическим коллективом мы разрабатываем инновационную модель общего образования, основанную на следующих принципах:
ООП ООО лицея ориентирована на достижение следующих сквозных результатов:
Основные принципы, на которых основывается модель подростковой школы в лицее:
• индивидуализация (возможность двигаться по индивидуальной образовательной программе, достигать собственных целей используя подходящие для конкретного учащегося способы и инструменты);
• успешность каждого (организация ситуации успеха каждого ребенка, рейтинги разного уровня и характера);
• современная технологическая образовательная среда (насыщенная оборудованием среда, среда, которая активно используется ребенком);
• постоянная обновляемость образовательной среды и технологий (не ребенок для школы, а школа для ребенка);
• событийные образовательные программы, школа полного дня;
• нелинейное расписание;
• содержательная (компетентностная) система оценивания достижений ребенка.
Определены сквозные ключевые образовательные результаты.
• осознанность и ответственность (понимаю, что я делаю, зачем, какими средствами, каковы последствия моего действия);
• инновационность (создание нового);
• лидерство (я - лидер в деятельности, в которой успешен;)
• самостоятельность (постановка собственной задачи, удерживание цели, шаги для достижения цели);
• мобильность (способность ориентироваться и адаптироваться в быстроменяющемся мире);
• продуктность (каждая деятельность заканчивается созданием продукта, который предъявляется публично в реальной и виртуальной среде);
• высокая технологическая грамотность (владение технологиями социального и учебного проектирования, исследования, умение осваивать быстро меняющиеся информационно-коммуникативные технологии);
• креативность (умение принимать решения в нестандартной ситуации, создание принципиально новых идей);
• способность анализировать и прогнозировать будущее, минимум на 15- 20 лет.
Мы работаем в режиме еженедельных проектных семинаров, используем Google для совместного проектирования. Облачные технологии прочно входят в нашу жизнь.
Для нашей образовательной модели требуется специальная электронная среда. Совместно с программистами компании «Астрософт Девелопмент» мы создаем образовательный портал лицея. Мы много работаем с родителями, разъясняя преимущества нашей модели и безотметочной системы оценивания.
2010 г. - мы становимся пилотами при введении новой системы оплаты труда в Красноярском крае. Разрабатываем положение, основанное на предыдущем опыте - оплата за результаты и открытость.
В 2010 г. мы подаем заявку на статус Федеральной инновационной площадки (ФИП) и начинаем реализацию проекта «Образовательное пространство школы как взаимодействие реально-виртуальных сред для одаренных детей». В течение 5 лет мы разрабатываем и оформляем нормативные, методические материалы, программы, востребованные педагогическим сообществом не только нашего края, но и России в целом.
В этом же году мы разрабатываем Программу развития на 2010-2015 гг., направленную на создание условий для реализации инновационных моделей общего образования в соответствие с ФГОС.
С 2011 г. мы становимся краевой стажировочной площадкой на конкурсной основе. Нами разрабатываются и проходят конкурсную процедуру программы повышения квалификации:
- «Нелинейное расписание как инструмент введения ФГОС (5-6 классы)»
- «Финансово-экономические механизмы, обеспечивающие введение ФГОС»
- «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях введения ФГОС»
- «Индивидуальный проект старшеклассника»
Получаем для реализации программ оборудование: компьютеры, интерактивные доски, ноутбуки, 3D принтер.
Наши программы востребованы среди педагогов не только Красноярска, но из других городов края, регионов страны. К нам на повышение квалификации приезжают педагоги из Хакасии, Тывы, Алтая, Иркутска, Амурской области и Хабаровского края, Воронежа. Обращаются за консультациями руководители ОУ из Екатеринбурга, Свердловской и Ленинградской областей.
Мы проводим площадки в рамках таких масштабных мероприятий, как Краевой педагогический марафон, на котором принимаем до 400 педагогов края, Красноярский городской форум, День открытых дверей пилотных школ по введению ФГОС, конференция АСДГ.
Высокая активность в оформлении проектных заявок на различные конкурсы с грантовой поддержкой (программы «Социальное партнерство во имя развития», «Территория РУСАЛа», бюджет края, города), получение грантов: 2011 - Программа развития «Интеллект+» получает поддержку 800 тыс. руб. на оборудование лаборатории робототехники из краевого бюджета. 2011 г. - создание Семейной Академии на площадях, переданных лицею в оперативное управление. Проект стал победителем конкурса «Социальное партнерство во имя развития» и признан лучшим проектом по итогам реализации, 160 тыс. руб.
2011 г. - проект «Организация социальных практик для подростков и молодежи - залог эффективного развития Красноярского края» - победитель Конкурса на предоставление субсидий из краевого бюджета социально- активным некоммерческим организациям, 200 тыс. руб., приобретены музыкальные инструменты для вокально-инструментального ансамбля, 6 ноутбуков.
2011 г. - «Территория здоровья с эколого-краеведческим клубом «Юнэйкос» (Территория РУСАЛА, 100 тыс. руб.)
2012 г. - «Язык и слово - сила народа», 60 тыс. руб. (проведение мероприятий, направленных на формирование культуры и грамотности чтения, издательство лицейских журналов «Переменка» и «КЛУБ ОК» и поездки учащихся, победителей различных олимпиад и конкурсов, в с. Шушенское.
2012 г. - Проект «Территория научно-технического творчества - лаборатория стендового моделизма», 200 тыс. руб. (приобретено оборудование и материалы для лаборатории)»
2013 г. - «Привлечение подростков и молодежи к решению экологических проблем через биологическую очистку почв на территории г. Красноярска», 170 тыс. руб.
На модернизацию материально-технической базы физкультурно-спортивного клуба «Олимп» на конкурсной основе мы также дважды получали финансирование.
2013 г. - «Лаборатория LEGO 2», 250 тыс. руб., направлен на развитие технического творчества учащихся, начиная с дошкольного возраста
2012 г. - мы становимся пилотной школой по введению ФГОС СОО.
2013 г. - нами разрабатывается и реализуется проект «Умная школа. Модель управления как механизм достижения результатов, востребованных в будущем», которая представлена на Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» и Байкальском образовательном форуме, модель получила положительную экспертную оценку.
В 2012 г. мы начинаем реализацию проекта «Инфраструктурные изменения как условие реализации инновационных моделей общего образования». На его реализацию мы получаем благотворительную поддержку ОАО «Ванкорнефть» на сумму более 2 млн. руб. Мы создаем современные кабинеты, оборудованные по последнему слову техники. В 2013 г. мы привлекаем родителей для переоборудования нашей библиотеки. Создаем современный информационно-образовательный центр, в который входит читальный зал на 30 посадочных мест, в том числе 16 из которых оборудованы ноутбуками с выходом в Интернет.
2013 г. - лицей становится автономным общеобразовательным учреждением, что привело к частичному изменению финансово-экономических механизмов (в части закупочной деятельности).
В 2013 г. разрабатывается проект «Экспедиция в будущее», направленных на формирование у старшеклассников способности анализировать настоящее и прогнозировать свое будущее, будущее города, региона, страны. В этот проект мы приглашаем учащихся Бурятии, работаем совместно с ними. В рамках Красноярского экономического форума ребятами представлен доклад о будущем города Красноярска глазами старшеклассников. Далее работа была организована в рамках Байкальского образовательного форума (август 2014 г.), где доклад был уже представлен с учетом видения старшеклассников из Красноярска и Бурятии. В 2014 г. мы участвуем в городском проекте по созданию образовательных округов. Проект направлен на повышение качества образования не в одном отдельно взятом учреждении, а в целом по району, городу. Мы создаем Инновационный образовательный комплекс «Лидер», в который вошли учреждения разного типа (Лицей № 9, ДОУ № 319, Гимназия № 5, школы № 45, 92, 137, Красноярский техникум промышленного сервиса). Цель создания - повышение качества образования и эффективности хозяйственно- экономической деятельности.
Главные задачи и точки роста, взятые на себя Комплексом:
• возможность влияния на образовательную политику города, края, России через создание новых моделей образования и сети федеральных инновационных площадок
• повышение конкурентоспособности образования г. Красноярска
• выявление проблем, связанных с новым нормативным полем, стратегическими документами (ФГОС, Закон об образовании в РФ, профессиональные стандарты учителя, Программа развития образования России на 2013-2020 гг, Стратегия инновационного развития России 2020), нахождение путей их решения;
• переход на программно-целевое управление, ориентированное на результат
Все это завязано на непрерывности образования от дошкольного до профессионального.
Основные принципы, на которых строится модель Комплекса:
• единое образовательное пространство с насыщенной технологической образовательной средой
• многообразие, вариативность и преемственность образовательных программ (для ученика, учителя, родителя)
• включение в образовательную среду пространства города
• разноуровневость образовательных программ, направленная на успех каждого участника образовательного процесса (ученика, учителя, родителя)
• принцип изменений, построенный на анализе и прогнозировании
• принцип эффективности
• принцип инвестирования
В 2014 г. принимаем участие в краевом конкурсе дополнительных образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, и получаем финансирование. В сеть входят школы ИОК «Лидер», школы с. Шушенского и Березовского районов.
2014-2015 гг. Начинаем реализацию следующего важного проекта «Педагогические кадры: непрерывное сетевое инновационное образование школа-вуз-школа». Активно работаем в направлении подготовки будущих кадров, начиная со школьной скамьи. В этом направлении сотрудничаем с КГПУ им. В, П. Астафьева, совместно создаем условия для мотивированных старшеклассников - Городской сетевой педагогический лицей. Реализуется программа Школы молодого педагога под руководством Политахиной Л. М., проект «Педагогические гастроли» - развитие молодых педагогов через обмен опытом среди педагогов ОУ края и города. Так, Педагогические гастроли проходили в Шушенском, в Березовке, школах ИОК. Этот проект лег в основу продолжения деятельности ФИП по теме «Модель подготовки работников образования под педагогические профессии будущего» сроком еще на 5 лет (2015-2020 гг.). При разработке этого проекта мы основывались на Атласе будущих профессий «Сколково», а именно - педагогических профессий. Результатом пятилетней работы должна стать модель подготовки педагогов, начиная со школьной скамьи в условиях инновационного учреждения, владеющих компетентностями становящихся педагогических специальностей.
2013-2015 гг. мы активно обсуждаем новые профессиональные стандарты учителя, понимаем его дефициты, в 2015 г. на конкурсной основе становимся пилотной школой по введению профстандарта. Нами разработана соответствующая программа повышения квалификации, пакет необходимых нормативных и методических документов.
2015 г. мы становимся региональной инновационной площадкой по теме «Повышение доступности современного качественного образования в Красноярском крае через развитие реально-виртуальных сетевых форм получения образования».
В 2016 г. совместно с родителями мы оформляем наш школьный двор макетами популярных символов Красноярска. Проект «Красноярск в миниатюре - Универсиаде 2019» - создание на территории пришкольного участка лицея культурно-образовательного пространства, проведение мероприятий, посвященных предстоящей Универсиаде 2019, победитель городского конкурса на предоставление субсидий социально-активным НКО, 325 тыс. руб.
2017 г. Проект «Библиотека-игротека для всех на территории парка «Красноярск в миниатюре», создание библиотечно-игрового пространства на территории парка, победитель городского конкурса на предоставление субсидий социально-активным НКО, 200 тыс. руб.
Наш парк - уникальное пространство, здесь гуляют, отдыхают, проводят досуг жители микрорайона, для гостей проводятся экскурсии. Ежегодно мы принимаем участие в конкурсе «Самый благоустроенный район г Красноярска», становимся победителями.
С 2015 г. мы включаемся в городской проект по созданию условий для инклюзивного образования. Становимся городской базовой площадкой по инклюзивному образованию, а также краевой пилотной школой по введению ФГОС для детей с ОВЗ (РАС). В лицее организуется повышение квалификации педагогов в области инклюзии.
2017 г. Проект «Ресурсно-реабилитационный центр для детей с ОВЗ «Мастерские жизни», Президентский грант 462 тыс. руб. В переданных лицею помещениях здания по адресу Семафорная, 239а с помощью родителей мы создаем Центр развития детей «Лидер+»
В 2018 г. тема базовой площадки по инклюзии - формирование инклюзивной культуры в образовательном учреждении. Мы проводим семинары, Дни открытых дверей, участвуем в конференциях, публикуем статьи, издаем сборники методических материалов.
2018 г. – гибель Алексей Михайловича Клешко стала для нас трагическим событием, ведь он был для нас другом, принимал активное участие в жизни лицея. Мы подаем заявку на присвоение лицею его имени и становимся лицеем № 9 «Лидер» имени А. М. Клешко. При жизни Алексей Михайлович мечтал о создании в лицее музея Красноярска, так как был настоящим патриотом нашего города.
И вот, в 2018 г. наш проект «Центр гуманитарного образования «#Мычитатели» стал победителем в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях обеспечения реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», конкурс «Поддержка детского и юношеского чтения». Проект направлен на повышение мотивации к чтению у детей и родителей, на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения, формирование культуры и грамотности чтения через организацию семейного чтения и совместных детско-взрослых событий. Основным требованием конкурса было создание методических сетей, вовлечение в их деятельность участников из разных регионов страны. Вся деятельность сетей отражалась на сайте www.конкурсшкол.рф. Нами получен грант 1 миллион рублей. Средства израсходованы на создание музея Красноярска им. А. М. Клешко. Экспозиции музея рассказывают о становлении г. Красноярска со для его основания в 1628 г. Самые яркие из них – манекены в натуральную величину в костюмах различных сословий: крестьяне, казаки, а также Кончиты и командора Резанова. Экспонаты для музея собирали отовсюду: приносили дети, родители, гости. В настоящее время оформлена экспозиция, посвященная А. М. Клешко, в ее создании принял активное участие брат Алексея Михайловича.
Наша сеть «#Мычитатели» объединила более 20 учреждений от Санкт- Петербурга и Москвы до Красноярска. Мы проводили сетевые мероприятия - вебинары, образовательные игры, в том числе игру «Что? Где? Когда?» в сетевом режиме. Нами разработаны локальные акты, методические материалы, практически все педагоги прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с межпредметными технологиями. По итогам реализации наш проект признан одним из лучших на федеральном уровне.
Сентябрь 2018 г. - мы переходим на работу в АИС «ЭлЖур», подстраиваем ее под нашу образовательную модель (выбор формы организации учебного процесса, безотметочная система оценивания и т.д.)
В сентябре 2017 г. мы создаем для наших старшеклассников Школу успеха. Приглашаем на встречи с ними значимых людей г. Красноярска с целью формирования у будущих выпускников компетентностей, качеств личности, необходимых для их успешной жизни в будущем. Гости Школы рассказывали нашим ученикам про то, как они достигли своего успеха, что необходимо делать, чтобы появилась цель в жизни и как к ней идти. Встречи проходили в интерактивном режиме, то есть старшеклассники могли задавать вопросы и получать ответы, обсуждать какие-либо проблемы, получать, создавать собственные проекты.
В сентябре 2018 г. по инициативе ассоциации «Директорский клуб» (в него вошли директора школ г. Красноярска, близкие по духу Осетровой Ирине Геннадьевне) эта школа становится Сетевой школой старшеклассников «Лидер+», в нее вошли 10 школ г. Красноярска (Лицей № 9 как базовая школа, Гимназии № 10, № 13 «Академ», Лицеи № 1, № 7, ОК «Покровский», школы № 32, 94, 133, 151. Лицей становится городской базовой стажировочной площадкой по направлению «Сетевое взаимодействие школ Красноярска». Разработана программа, подписаны соглашения между директорами о сетевом взаимодействии. Сначала реализация образовательной программы Сетевой школы проходила в основном в очном и дистанционном режимах. Основу школы составили почти 200 учащихся 9-11 классов Цель школы - подготовка лидеров и современных менеджеров для Красноярска как столичного города, воспитание горожанина, ответственного за свой город. В течение года организовывались встречи с успешными людьми в разных общественно- политических и профессиональных областях (в области архитектуры и дизайна, экологии, бизнеса и предпринимательства, общественно- политической деятельности, журналистики, IT и т.д.) Учащиеся решали кейсы, составляющие формулу столичности. С тьюторами школьных команд проводятся тренинги, направленные на формирование у детей лидерских качеств.
2019 г. - выступление участников Сетевой школы старшеклассников с докладом «Каким мы видим Красноярск?» на дискуссионной молодежной площадке «Поколение 2030» в рамках КЭФ.
В этом же году презентация деятельности Школы в рамках Межрегионального рефлексивно-аналитического форума «ФГОС СОО: новые практики» В мае 2019 г. состоялась выездная сессия школы на базе Оздоровительного лагеря «Ласточка» - встреча с Ситдиковой Т. Ю., Фирюлиной Н. В., подведены итоги, подготовлены предложения для дальнейшей работы.
Август 2019 г. - презентация деятельности Сетевой школы в рамках Сибирского образовательного форума.
В декабре 2019 г. нами разработана цифровая платформа для дистанционного обучения и сетевого взаимодействия учащихся Сетевой школы - http://education.liceum9.ru/my/.
Механизм взаимодействия - выбор детьми различных образовательных межпредметных и надпредметных модулей с целью решения школьной командой общего кейса «Красноярск - город, в котором хочется жить».
В 2029-2020 учебном году в гостях у Сетевой школы побывали мэр города Красноярска С. В, Еремин, депутат Заксобрания Красноярского края Зайцев И. А., преподаватели вузов, бизнесмены. Модераторами Школы становятся канд.ф-м.н, преподаватель СФУ, политолог Москвич Юрий Николаевич и старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента КГПУ им. В. П. Астафьева Пожарский Сергей Олегович.
Работа Сетевой школы проходит в очном и дистанционном онлайн режимах. Ее участники принимают активное участие в различных значимых мероприятиях города, городских и общероссийских проектах.
Август 2019 г. - мы включаемся в проекты под управлением А. И Адамского и команды ИПОП «Эврика» по расшколиванию, организации полингвальной среды в ДОУ, по развивающему обучению. Нами составлена карта расшколивания, в которую мы включили всех наших партнеров, так или иначе участвующих в образовании наших детей, в том числе и онлайн ресурсы. В течение 2019-2020 гг. мы сами проводим семинары и участвуем в учебных сессиях программы повышения квалификации ИПОП «Эврика», разрабатываем события, программы, нормативные документы в этих областях. Мы активно включились в подготовку Международного образовательного форума, который должен был состояться в марте 2020 г., подготовили сценарии события в Национальном парке «Столбы», событие Сетевой школы старшеклассников, дисциплины Чемпионата КВН. Все эти события должны продемонстрировать, каким образом в условиях расшколивания можно зафиксировать и учесть образовательные результаты детей в соответствие с образовательной программой школы. Зима 2020 г. - в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой педагоги лицея активно включились в освоение технологии дистанционного обучения. Несмотря на то, что различные цифровые ресурсы использовались нами уже давно, их арсенал значительно повысился в этом году. Для их освоения в лицее организуется взаимообучение, консультационная помощь.
В августе 2021 г. Лицей получил статус федеральной инновационной площадки по теме «Модель сетевой подготовки педагогов для инновационных школ России». В декабре по итогам отчета наша ФИП продолжает свою деятельность. Данный проект является продолжением предыдущего проекта ФИП «Подготовка работников образования по педагогическим профессиям будущего» 2015-2020 гг. Цель нового проекта - создание в кооперации с ведущими педагогическими вузами, институтом проблем образовательной политики «Эврика», передовыми инновационными школами России, инновационной модели подготовки и переподготовки педагогических кадров через деятельностное погружение в реальную инновационную образовательную практику в сетевой форме.
Два года подряд, в 2020 и 2021 гг., наш проект «Русский язык легко вместе с Сетевой школой «Лидер+» является победителем конкурсного отбора Министерства просвещения на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», лот 1.1.1. «Развитие центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Российской Федерации». На средства гранта (2020 г. – 1 млн. руб., 2021 г. – 2 млн. руб.) создан Центр открытого образования по изучению русского языка, лингафонный кабинет, медиацентр и минитипография. Разработанные педагогами лицея программы (для детей 7-17 лет) предназначены для детей-инофонов и способствуют освоению ими как русского языка, так и культуры и традиций России, норм общения со сверстниками и взрослыми. За два года в Центре прошли обучение более 400 иностранных граждан (7+), 150 взрослых граждан прошли тестирование по РКИ в УКЦ «Содействие» и получили сертификаты. Проведено множество мероприятий для детей и взрослых, подготовлен к изданию учебно-методический комплекс проекта.
Реализуемые в настоящее время в лицее проекты в основном связаны с расшколиванием – организацией внешкольного с помощью мастеров-профессионалов. Причем мастером может стать и сам учитель, если он на профессиональном уровне владеет какими-либо компетентностями (пишет стихи, играет на музыкальных инструментах, владеет медиатехнологиями, инструктор по туризму и т.д.). Задача учителей – сопровождение и извлечение образовательных результатов по предметам из деятельности и продуктов детей в условиях расшколивания.
Начальная школа – проект «Город, в котором я живу». Во время экспедиций по Свердловскому району, в национальный парк «Красноярские Столбы» дети знакомятся с различными названиями улиц, объектов городской среды и далее исследуют название, с чем или кем оно связано.
Основная школа – «Медиадеятельность как способ изучения русского языка». Ученики 5-8 классов могут выбрать мастерскую по русскому языку в рамках лицейского Пресс-центра «Редакция ФМ». Деятельность в мастерских усложняется при переходе из класса в класс: от написания статей в виртуальную газету «КНОПКА», журнал «КЛУБ`Ок», постов в социальных сетях, далее создание Лицейских видеоновостей, которые выходят раз в 2 недели, начиная с 2018 г., подкастинг, интервью, лонгриды, медиаучебник и т.д. Пресс-центр – участник многих значимых событий г. Красноярска (КРЯКК, КЭФ, профессиональный конкурс «Учитель года»)
«Дорога в школу» - проект, разработанный самими детьми, связан с решением проблемы благоустройства территории микрорайона лицея. Представлен в рамках Молодежной площадки «Поколение 2030» в марте 2022 г., одобрен экспертами, получил поддержку со стороны руководителей различных служб городского хозяйства. Победитель Всероссийского конкурса «Мой город – моя забота» в г. Москве.
«Образовательные экспедиции» - по городу, краю, России. Экспедиции имеют межпредметный характер, участники сами определяют тему своего исследования, проекта, продукта. Руководитель сопровождает ребенка при выполнении его работы, то есть занимает тьютормкую позицию.