МАОУ Лицей №9 "Лидер" имени А.М. Клешко
660064, г.Красноярск, ул.Семафорная 247а
  • Наш лицей

    История становления Лицея № 9 "Лидер" им. А. М. Клешко: От здания к инновациям

    Чтобы понять, как лицей стал таким, каким является сейчас, надо пройтись по истории его становления, а именно с постройки самого здания.

    Начало: Школа для растущего района (1975 г.)

    А началось все в далеком 1975 г., почти 50 лет назад. Район Предмостной площади г. Красноярска все больше разрастался, превращаясь из района с ветхими деревянными постройками вдоль заросшей речки Паниковки в массив с пяти- и девятиэтажными зданиями, красивой площадью перед выездом на Коммунальный мост. Численность населения росла, а значит увеличивалось и количество детей, которым нужны были места в детских садах и школах. А их-то как раз и не хватало, ведь тогда в этом районе были только две школы - № 42 и № 17. И вот, 1 сентября 1975 г. торжественно открывается новая школа на тысячу с лишним мест – школа № 71.

    Поворотный момент

    Упустим промежуток времени длиною почти в 20 лет, ведь нам нужно рассказать об истории становления лицея, а этого бы наверняка не случилось без Ирины Геннадьевны Осетровой, нынешнего директора нашего инновационного учреждения, о котором известно не только в г. Красноярске, но и далеко за его пределами.

    • Ноябрь 1996 г. - Осетрова И. Г. назначена директором средней общеобразовательной школы-комплекса № 71, объединяющей детский сад (№ 178), общеобразовательную школу и центр дополнительного образования.

    • С целью содействия реализации образовательной программы школы-комплекса в 1998 г. создается Попечительский совет, в который входят значимые люди города.

    • Осетрова И. Г. и Зылевич С. Ю., председатель Попечительского совета, проходят обучение в Москве по направлению «Государственно-общественное управление образованием».

    • Ирина Геннадьевна начинает свою деятельность в качестве директора не только с подбора и обучения кадров, инновационного менеджмента. Как человека по одежке встречают, так и школа должна встречать своих учеников, родителей и гостей современными уютными интерьерами, дизайнерски оформленным информационным пространством, ухоженным пришкольным участком. И началось создание комфортной образовательной среды. Сначала первый этаж, туалеты, потом постепенно все остальное пространство, в том числе и школьный двор. Помогали, конечно, родители, члены Попечительского совета, и конечно же, сами педагоги.

    • Стало понятным, что чтобы сделать школу красивой, комфортной, вывести ее на новый уровень – уровень инновационной школы, надо выходить на проектный стиль работы. Это даст возможность не только развивать педагогический коллектив, но и получать грантовую поддержку.

    Первые шаги к инновациям: Статусы и эксперименты (1998-2001гг.)

    • В сентябре 1998 г. школа № 71 получает статус Федеральной экспериментальной площадки «Создание комплекса непрерывного образования», который дал право на принятие нестандартных решений управленческих и учебно-воспитательных задач в рамках проекта.

    • С 1998 г. ведется экспериментальная деятельность по теме «Выбор как условие успешности личности на всех стадиях жизни с учетом возрастных переходов». Основные усилия направлены на создание (организацию и содержательное наполнение) системы выбора образовательных программ, которая соответствовала возможностям возраста. Предметностью образования в лицее стали не предметные области (русский язык, математика и т.д.), не внеклассная работа, а освоение различных видов деятельности всеми субъектами образовательного процесса, таких, как учебная, коммуникативная, проектная, управленческая, экспертная и т.д., то есть именно тех деятельностей, идея освоения которых отражена в Концепции модернизации образования.

    • За следующие 2 года понятия «выбор» и «успех» были переосмыслены из непосредственно следующих друг за другом в крайние звенья цепи: выбор - инициатива - сотрудничество - успех. Тема следующего проекта - «Различные виды деятельности как предметность образования».

    • В 2001 г. школа-комплекс получает статус Федеральной авторской экспериментальной школы по теме «развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении».

    • В этот период происходит становление Инновационного центра повышения квалификации (ИЦПК) на уровне школы. Педагогами разрабатываются и апробируются на разных управленческих командах (школы, СПО) программы повышения квалификации, основанные на уже имеющемся опыте инновационной деятельности:

    «Образовательная программа проектирования культурно-образовательной инициативы по специализации: методист-проектировщик» с приложением программ мастерских:

    • «Игры-погружения как форма интеграции предметных знаний»

    • «Роль проектной деятельности в становлении детского сообщества» (программа развития воспитательной системы школы № 71)

    • «Деятельностный подход в экологическом образовании» (обобщение опыта в формировании экологического мировоззрения у подрастающего поколения)

    • Далее развитие педагогического коллектива идет в направлении оформления собственной деятельности в программы ПК:

      • Экспедиция как путешествие за образованием

      • Экскурсионная деятельность как образовательная технология

      • Экономика образования

      • Психолого-медико-социальное сопровождение образовательного процесса

      • Организация работы с одаренными детьми

      • Начальная школа как пространство формирования у ребенка способности к выбору

      • Мониторинг инновационной деятельности

      • Модели детского управления образованием

      • Информационное пространство школы

      • Государственно-общественное управление как площадка порождения инноваций

    ? Становление Лицея и новые горизонты (2001-2005 гг.)

    • С 2001 до 2005 г. обобщение опыта педагогов лицея легли в сборники в виде статей и методических материалов, которые ежегодно представлялись на выставке «Образование» в Москве:

      • Экономическое обоснование образовательной программы

      • Школа Клад-энд-Хогвардс как образовательный проект

      • Школа как пространство социального развития

      • Событийный мониторинг инновационной деятельности

      • Непутевые заметки (материалы по итогам экспедиций эколого-краеведческого клуба «Юнэйкос»)

      • Риторический идеал в аспекте современной речевой культуры

      • Развитие творческих способностей младших школьников

      • Модель организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового участия попечительских советов в развитии системы общего образования на муниципальном и региональном уровнях

      • Повышение профессионализма учителей

      • Образование плюс. Центр одаренных детей.

      • О пропедевтическом курсе геометрии

      • Музейная педагогика как средство сохранения культурного наследия

      • К профильной школе через освоение социального пространства

      • Возможности риторики в становлении личности ребенка

      • Базисный учебный план - реальное отражение изменений образовательной программы лицея

      • Актуальность социально-экономического образования в формировании у подростков способности к адаптации в новых рыночных условиях

    • Благодаря созданию эффективных условий для профильного образования, углубленного изучения предметов в 2003 г. мы оформляем лицензию, успешно проходим аккредитацию как ЛИЦЕЙ – ЛИЦЕЙ № 9.

    • В 2003 г. наш проект ФАЭШ «Различные виды деятельности как предметность образования» трансформируется в проект «Механизм взаимодействия с обществом как средство реализации идей концепции модернизации образования», целью которого становится продвижение идей инновационного образования, отражающих концепции модернизации образования, через взаимодействие с разными структурами общества: образование, культура, спорт, здравоохранение, бизнес-структуры.

    • С ноября 2003 года лицей активно работает с издательством «Просвещение» - педагоги участвует в апробации учебников по различным предметам.

    • В 2003 г. создаются целевые программы:

      • «Развитие информационного пространства лицея»

      • «Одаренные дети»

      • «Безопасная школа» с подпрограммами «Образование и здоровье», «Профилактика безнадзорности и беспризорности», «Рациональное питание»

    • В 2004 году мы создаем непростую книгу - КНИГУ-ШКОЛУ под названием «Азбука счастья». Это книга описывает все стороны, все уголки, каждого жителя ЛИЦЕЯ, в ее написании приняли участие практически все, кто живет здесь или уже выпустился.

    • В этот период Центр дополнительного образования, Центр одаренных детей совместно с главным управлением образования ежегодно проводят слеты одаренных детей, на которых собираются учащиеся из всех школ г. Красноярска и даже из удаленных районов нашего края.

    • Активно развивается деятельность по становлению детского самоуправления. Создается детская общественная организация «Красноярская ассоциация ФЭПперов» (КАФ) - она объединяет учащихся инновационных школ города.

    • Становятся традицией презентации одаренных детей, бенефисы творческих детей, педагогов, работающих с этими детьми.

    • Ежегодно 1 июня в районе Предмостной площади мы организуем фестиваль «Школьный Арбат», направленный на презентацию детских творческих коллективов Свердловского района, организацию различных событийных площадок для детей.

    • В 2004 г. впервые была организована летняя выездная школа в оздоровительном лагере на Базаихе, в ней приняли участие около 300 детей. Далее эта школа трансформируется в Школу волшебников, которая организуется на базе отдыха «Горная Саланга». Программа школы основана на мотивах популярной книги о Гарри Поттере. Дети в этой ШКОЛЕ становятся настоящими волшебниками, потому что занимаются интересным делом на своих факультетах, а объединяют всех общие события. Многие выпускники этой замечательной ШКОЛЫ стали успешными кинооператорами, менеджерами, юристами, предпринимателями и т.д. Школа получает ежегодное софинансирование из городского и краевого бюджетов.

    • Активно работает эколого-краеведческий клуб «Юнэйкос», созданный еще в 1998 г. Ежегодные летние эколого-краеведческие экспедиции, участие в экологических акциях, конкурсах, форумах, фестивалях - все это формировало у наших учеников экологическое мировоззрение, активную гражданскую позицию, жизненно важные компетентности. Летние экспедиции с 1999 г. получают софинансирование из городского бюджета.

    • С 2004 г. лицей вводит традицию ежегодных Педагогических марафонов, на которые приглашаются педагоги школ города, а наши педагоги представляют свой опыт.

    • В 2005 г. мы разрабатываем Инновационную модель общего образования, которая получила положительную экспертную оценку своей деятельности.

    • В 2004 г. наши дети и учителя первыми вышли на парад в честь Дня Победы, неся портреты родственников, погибших в Великой Отечественной войне. Проект «По праву памяти» получил грантовую поддержку, пусть и небольшую. Сейчас эта ежегодная акция под названием «Бессмертный полк» проходит по всей стране.

    • Разрабатываются и получают грантовую поддержку РУСАЛа такие проекты «Красота спасет мир», «Мы выбираем жизнь», «Зоопарк для дошколят». В 2002 г. проект «Роев Ручей - место социальных проб» также получил грантовую поддержку, а наши дети в летний период начали работать в Роевом Ручье экскурсоводами. Все эти проекты направлены на создание мест для социально значимых практик для наших детей, что очень важно для воспитания настоящего гражданина.

    • В это же время мы активно включаемся в освоение IT инструментов и механизмов. Начинает создаваться локальная сеть. Стал доступным электронный документооборот. Модернизируем лицейский сайт. Размещаем там различные нормативные, методические, отчетные материалы еще до вступления в силу законодательства о структуре сайтов и размещении на них необходимых документов. Разрабатываем совместно с программистами компьютерную игру «Стань мэром». Основная идея игры - чтобы занять столь высокий пост, надо много знать и уметь, то есть в игровой форме пройти достаточно трудный путь. Значимую поддержку оказывает в этом периоде (2000-2005 гг.) финансирование нашей инновационной деятельности через Госконтракты.

    • Также, с 2005 г. мы принимаем участие в краевых конкурсах программ развития образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование». Так, программа развития 2005 г., направленная на развитие информационного пространства лицея, получила грантовую поддержку в 1 млн. руб. Приобретены компьютеры, ноутбуки, экраны, что позволило повысить качество образовательной среды, а значит качество образовательных результатов.

    Развитие инфраструктуры, сетей и новые вызовы (2006-2017 гг.)

    • 2006 г. - по инициативе родителей создается Школьная палата представителей родительских ассоциаций (ШППРА). В результате ее активной деятельности появляются совместные проекты, например «Ребенок будущего». ШППРА является разработчиком положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, главными принципами которого стали учет результативности работы учителей и открытость.

    • В этом же году по инициативе Попечительского совета и родителей Лицея создается Некоммерческий фонд «Попечительский совет лицея № 9». Этот фонд создан с целью материально-технического и финансового содействия реализации инновационной образовательной программы лицея, прозрачности финансовых средств. С тех пор в фонд ежегодно поступают до 3 млн. руб. от пожертвований, благотворительных взносов и грантов.

    • 2007-2009 гг. - участие в реализации федерального комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Общелицейский проект переходит в новую стадию - «Взаимодействие с обществом с целью построения модели непрерывного образования от дошкольного до профессионального при ведущей роли дополнительного образования».

    • С 2007 г. детский сад, входивший в состав нашего комплекса, забирают, с того момента он входит в реестр муниципальных ДОУ. Мы перестраиваем систему предшкольного образования в Школе будущего первоклассника «АБВГДейка», она направлена на сохранение самоценности данного возрастного этапа и организацию безболезненного перехода од дошкольника к школьнику. Посредством предшкольного образования мы решаем такие задачи, как формирование учебной мотивации, развитие познавательных интересов, создание условий проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности.

    • 2007 г. - создание детско-юношеской общественной организации поддержки подростковых инициатив «Территория Старта». Эта организация становится действенным органом детского самоуправления.

    • С 2007 г. мы проводим ежегодные фестивали детского творчества им. Матвея Сажина. Этот фестиваль объединил не только детские творческие коллективы города, но и различных районов Красноярского края.

    • В это же время мы создаем еще одну общественную организацию - «Серебряная молодежь» Красноярского края, в которую вошли старшеклассники и молодые педагоги.

    • С 2007 г. начинает ежегодно издаваться лицейский журнал «КЛУБ Ок», работает детский лицейский издательский центр «Газета «КНОПКА».

    • Расширение партнерских отношений с целью вовлечения наших детей в социальные практики, развитие профильных направлений. Для учащихся 9 классов они организуются в 11 профессиональном лицее.  Создан сетевой профильный 10-й класс по направлению «Психология» и «Менеджмент» при совместной деятельности педагогов лицея и преподавателей Московского психолого-социального института, в нем обучаются учащиеся близлежащих школ Свердловского района.

    • Программа развития 2008 г. также получает поддержку 500 тыс. руб. Ее цель повышение у детей младшего подросткового возраста мотивации к получению собственного образования через организацию образовательной среды, в которой ведущей деятельностью будет коммуникативная.

    • В 2007 г. мы стали пилотами в предоставлении Публичного доклада. Совместно с приехавшим к нам Сергеем Кравцовым (ныне министр просвещения РФ), тогда еще помощником руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, но уже доктором педагогических наук, мы приняли участие в разработке основных положений Публичного доклада, через некоторое время ставшего обязательным для всех школ России.

    • В этом же году создается Управляющий совет лицея, председателем которого становится председатель Школьной палаты представителей родительских ассоциаций Дрянных Д. А.

    • В 2007 г. нам, одним из первых в городе, на пришкольной территории оборудуют спортивные площадки, в состав которых входят футбольное поле, комплексная площадка с резиновым покрытием, гимнастическая площадка, беговые дорожки.

    • 2008 г. - успешное прохождение процедуры аккредитации, подтверждение статуса лицея, реализующего программы углубленного изучения предметов Базисного учебного плана.

    • В 2009 г. мы опять становимся победителями регионального конкурса программ развития в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Программа «Новая цифровая начальная школа» получает поддержку в 1 млн. руб. В кабинетах начальной школы устанавливается современное компьютерное оборудование (интерактивные доски, ноутбуки для индивидуальной работы, видеокамеры и т.д.). Цифровые технологии прочно начинают входить в образование наших детей.

    • В этом же году общелицейский проект переходит в новое качество: «Переход в новое качество образования через формирование у учителей, родителей, общественности как субъектов образовательной политики потребности в инновационной деятельности». Цель проекта: создание условий для перехода в новое качество образования с целью получения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников лицея.

    • 2009 г. - утверждение ФГОС начального общего образования. Наш педагогический коллектив активно включился в обсуждение стандартов еще до их принятия. И мы становимся пилотной школой по введению ФГОС НОО. Параллельно мы участвуем в обсуждении стандартов основной школы и становимся пилотами по введению ФГОС ООО. Принимаем активное участие во всех семинарах, работе проектных групп Красноярского края.

    • ?С приходом новых стандартов пришло время изменять модель образования. В течение 2010 г. всем педагогическим коллективом мы разрабатываем инновационную модель общего образования, основанную на следующих принципах:

      • ООП ООО лицея ориентирована на достижение следующих сквозных результатов:

        • осознанность и ответственность (понимаю, что я делаю, зачем, какими средствами, каковы последствия моего действия);

        • инновационность (создание нового);

        • лидерство (я - лидер в деятельности, в которой успешен;)

        • самостоятельность (постановка собственной задачи, удерживание цели, шаги для достижения цели);

        • мобильность (способность ориентироваться и адаптироваться в быстроменяющемся мире);

        • продуктность (каждая деятельность заканчивается созданием продукта, который предъявляется публично в реальной и виртуальной среде);

        • высокая технологическая грамотность (владение технологиями социального и учебного проектирования, исследования, умение осваивать быстро меняющиеся информационно-коммуникативные технологии);

        • креативность (умение принимать решения в нестандартной ситуации, создание принципиально новых идей);

        • способность анализировать и прогнозировать будущее, минимум на 15-20 лет.

    Основные принципы модели подростковой школы:

    • индивидуализация (возможность двигаться по индивидуальной образовательной программе, достигать собственных целей используя подходящие для конкретного учащегося способы и инструменты);

    • успешность каждого (организация ситуации успеха каждого ребенка, рейтинги разного уровня и характера);

    • современная технологическая образовательная среда (насыщенная оборудованием среда, среда, которая активно используется ребенком);

    • постоянная обновляемость образовательной среды и технологий (не ребенок для школы, а школа для ребенка);

    • событийные образовательные программы, школа полного дня;

    • нелинейное расписание;

    • содержательная (компетентностная) система оценивания достижений ребенка.

    • Мы работаем в режиме еженедельных проектных семинаров, используем облачные сервисы для совместного проектирования. Облачные технологии прочно входят в нашу жизнь.☁️

    • 2010 г. - мы становимся пилотами при введении новой системы оплаты труда в Красноярском крае. Разрабатываем положение, основанное на предыдущем опыте - оплата за результаты и открытость.

    • В 2010 г. мы подаем заявку на статус Федеральной инновационной площадки (ФИП) и начинаем реализацию проекта «Образовательное пространство школы как взаимодействие реально-виртуальных сред для одаренных детей». В течение 5 лет мы разрабатываем и оформляем нормативные, методические материалы, программы, востребованные педагогическим сообществом не только нашего края, но и России в целом.

    • В этом же году мы разрабатываем Программу развития на 2010-2015 гг., направленную на создание условий для реализации инновационных моделей общего образования в соответствие с ФГОС.

    • С 2011 г. мы становимся краевой стажировочной площадкой на конкурсной основе. Нами разрабатываются и проходят конкурсную процедуру программы повышения квалификации:

    «Нелинейное расписание как инструмент введения ФГОС (5-6 классы)»

    «Финансово-экономические механизмы, обеспечивающие введение ФГОС»

    «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях введения ФГОС»

    «Индивидуальный проект старшеклассника»

    • Получаем для реализации программ оборудование: компьютеры, интерактивные доски, ноутбуки, 3D принтер?️.

    • Наши программы востребованы среди педагогов не только Красноярска, но из других городов края, регионов страны. К нам на повышение квалификации приезжают педагоги из Хакасии, Тывы, Алтая, Иркутска, Амурской области и Хабаровского края, Воронежа. Обращаются за консультациями руководители ОУ из Екатеринбурга, Свердловской и Ленинградской областей.

    • Мы проводим площадки в рамках таких масштабных мероприятий, как Краевой педагогический марафон, на котором принимаем до 400 педагогов края, Красноярский городской форум, День открытых дверей пилотных школ по введению ФГОС, конференция АСДГ.

    • Высокая активность в оформлении проектных заявок на различные конкурсы с грантовой поддержкой (программы «Социальное партнерство во имя развития», «Территория РУСАЛа», бюджет края, города), получение грантов:

    2011 - Программа развития «Интеллект+» получает поддержку 800 тыс. руб. на оборудование лаборатории робототехники из краевого бюджета.

    2011 г. - создание Семейной Академии на площадях, переданных лицею в оперативное управление. Проект стал победителем конкурса «Социальное партнерство во имя развития» и признан лучшим проектом по итогам реализации, 160 тыс. руб.

    2011 г. - проект «Организация социальных практик для подростков и молодежи - залог эффективного развития Красноярского края» - победитель Конкурса на предоставление субсидий из краевого бюджета социально-активным некоммерческим организациям, 200 тыс. руб., приобретены музыкальные инструменты для вокально-инструментального ансамбля, 6 ноутбуков.

    2011 г. - «Территория здоровья с эколого-краеведческим клубом «Юнэйкос» (Территория РУСАЛА, 100 тыс. руб.)

    2012 г. - «Язык и слово - сила народа», 60 тыс. руб. (проведение мероприятий, направленных на формирование культуры и грамотности чтения, издательство лицейских журналов «Переменка» и «КЛУБ ОК» и поездки учащихся, победителей различных олимпиад и конкурсов, в с. Шушенское.

    2012 г. - Проект «Территория научно-технического творчества - лаборатория стендового моделизма», 200 тыс. руб. (приобретено оборудование и материалы для лаборатории)»

    2013 г. - «Привлечение подростков и молодежи к решению экологических проблем через биологическую очистку почв на территории г. Красноярска», 170 тыс. руб.

    На модернизацию материально-технической базы физкультурно-спортивного клуба «Олимп» на конкурсной основе мы также дважды получали финансирование.

    2013 г. - «Лаборатория LEGO 2», 250 тыс. руб., направлен на развитие технического творчества учащихся, начиная с дошкольного возраста.

    • В 2012 г. мы становимся пилотной школой по введению ФГОС СОО.

    • В 2013 г. нами разрабатывается и реализуется проект «Умная школа. Модель управления как механизм достижения результатов, востребованных в будущем», которая представлена на Байкальском образовательном форуме, модель получила положительную экспертную оценку.

    • В 2012 г. мы начинаем реализацию проекта «Инфраструктурные изменения как условие реализации инновационных моделей общего образования». На его реализацию мы получаем благотворительную поддержку ОАО «Ванкорнефть» на сумму более 2 млн. руб. Мы создаем современные кабинеты, оборудованные по последнему слову техники.

    • В 2013 г. мы привлекаем родителей для переоборудования нашей библиотеки. Создаем современный информационно-образовательный центр, в который входит читальный зал на 30 посадочных мест, в том числе 16 из которых оборудованы ноутбуками с выходом в Интернет.

    • 2013 г. - лицей становится автономным общеобразовательным учреждением, что привело к частичному изменению финансово-экономических механизмов (в части закупочной деятельности).

    • В 2013 г. разрабатывается проект «Экспедиция в будущее», направленных на формирование у старшеклассников способности анализировать настоящее и прогнозировать свое будущее, будущее города, региона, страны. В этот проект мы приглашаем учащихся Бурятии, работаем совместно с ними. Далее работа была организована в рамках Байкальского образовательного форума (август 2014 г.), где доклад был уже представлен с учетом видения старшеклассников из Красноярска и Бурятии.

    • В 2014 г. мы участвуем в городском проекте по созданию образовательных округов. Проект направлен на повышение качества образования не в одном отдельно взятом учреждении, а в целом по району, городу. Мы создаем Инновационный образовательный комплекс «Лидер», в который вошли учреждения разного типа (Лицей № 9, ДОУ № 319, Гимназия № 5, школы № 45, 92, 137, Красноярский техникум промышленного сервиса). Цель создания - повышение качества образования и эффективности хозяйственно-экономической деятельности.

    Главные задачи и точки роста:

    • возможность влияния на образовательную политику города, края, России через создание новых моделей образования и сети федеральных инновационных площадок.

    • повышение конкурентоспособности образования г. Красноярска.

    • выявление проблем, связанных с новым нормативным полем, стратегическими документами (ФГОС, Закон об образовании в РФ, профессиональные стандарты учителя, Программа развития образования России на 2013-2020 гг, Стратегия инновационного развития России 2020), нахождение путей их решения.

    • переход на программно-целевое управление, ориентированное на результат.

    Все это завязано на непрерывности образования от дошкольного до профессионального.

    • В 2014 г. принимаем участие в краевом конкурсе дополнительных образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, и получаем финансирование. В сеть входят школы ИОК «Лидер», школы с. Шушенского и Березовского районов.

    • 2014-2015 гг. Начинаем реализацию следующего важного проекта «Педагогические кадры: непрерывное сетевое инновационное образование школа-вуз-школа». Активно работаем в направлении подготовки будущих кадров, начиная со школьной скамьи. В этом направлении сотрудничаем с КГПУ им. В. П. Астафьева, совместно создаем условия для мотивированных старшеклассников - Городской сетевой педагогический лицей. Реализуется программа Школы молодого педагога под руководством Политахиной Л. М., проект «Педагогические гастроли» - развитие молодых педагогов через обмен опытом среди педагогов ОУ края и города. Так, Педагогические гастроли проходили в Шушенском, в Березовке, школах ИОК. Этот проект лег в основу продолжения деятельности ФИП по теме «Модель подготовки работников образования под педагогические профессии будущего» сроком еще на 5 лет (2015-2020 гг.). При разработке этого проекта мы основывались на Атласе будущих профессий «Сколково», а именно - педагогических профессий. Результатом пятилетней работы должна стать модель подготовки педагогов, начиная со школьной скамьи в условиях инновационного учреждения, владеющих компетентностями становящихся педагогических специальностей.

    • 2013-2015 гг. мы активно обсуждаем новые профессиональные стандарты учителя, понимаем его дефициты, в 2015 г. на конкурсной основе становимся пилотной школой по введению профстандарта. Нами разработана соответствующая программа повышения квалификации, пакет необходимых нормативных и методических документов.

    • 2015 г. мы становимся региональной инновационной площадкой по теме «Повышение доступности современного качественного образования в Красноярском крае через развитие реально-виртуальных сетевых форм получения образования».

    • В 2016 г. совместно с родителями мы оформляем наш школьный двор макетами популярных символов Красноярска. Проект «Красноярск в миниатюре - Универсиаде 2019» - создание на территории пришкольного участка лицея культурно-образовательного пространства, проведение мероприятий, посвященных предстоящей Универсиаде 2019, победитель городского конкурса на предоставление субсидий социально-активным НКО, 325 тыс. руб..

    • ?? 2017 г. Проект «Библиотека-игротека для всех на территории парка «Красноярск в миниатюре», создание библиотечно-игрового пространства на территории парка, победитель городского конкурса на предоставление субсидий социально-активным НКО, 200 тыс. руб..

    • Наш парк - уникальное пространство, здесь гуляют, отдыхают, проводят досуг жители микрорайона, для гостей проводятся экскурсии. Ежегодно мы принимаем участие в конкурсе «Самый благоустроенный район г Красноярска», становимся победителями.

    • С 2015 г. мы включаемся в городской проект по созданию условий для инклюзивного образования. Становимся городской базовой площадкой по инклюзивному образованию, а также краевой пилотной школой по введению ФГОС для детей с ОВЗ (РАС). В лицее организуется повышение квалификации педагогов в области инклюзии.

    • 2017 г. Проект «Ресурсно-реабилитационный центр для детей с ОВЗ «Мастерские жизни», Президентский грант 462 тыс. руб. В переданных лицею помещениях здания по адресу Семафорная, 239а с помощью родителей мы создаем Центр развития детей «Лидер+».

    • В 2018 г. тема базовой площадки по инклюзии - формирование инклюзивной культуры в образовательном учреждении. Мы проводим семинары, Дни открытых дверей, участвуем в конференциях, публикуем статьи, издаем сборники методических материалов.

    Современная история (2018 г. - Настоящее время)

    • 2018 г. – гибель Алексея Михайловича Клешко стала для нас трагическим событием, ведь он был для нас другом, принимал активное участие в жизни лицея. Мы подаем заявку на присвоение лицею его имени и становимся лицеем № 9 «Лидер» имени А. М. Клешко. При жизни Алексей Михайлович мечтал о создании в лицее музея Красноярска, так как был настоящим патриотом нашего города.?️

    • И вот, в 2018 г. наш проект «Центр гуманитарного образования «#Мычитатели» стал победителем в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях обеспечения реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», конкурс «Поддержка детского и юношеского чтения». Проект направлен на повышение мотивации к чтению у детей и родителей, на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения, формирование культуры и грамотности чтения через организацию семейного чтения и совместных детско-взрослых событий. Вся деятельность сетей отражалась на сайте www.конкурсшкол.рф. Нами получен грант 1 миллион рублей. Средства израсходованы на создание музея Красноярска им. А. М. Клешко. Экспозиции музея рассказывают о становлении г. Красноярска со для его основания в 1628 г. Самые яркие из них – манекены в натуральную величину в костюмах различных сословий: крестьяне, казаки, а также Кончиты и командора Резанова. Экспонаты для музея собирали отовсюду: приносили дети, родители, гости. В настоящее время оформлена экспозиция, посвященная А. М. Клешко, в ее создании принял активное участие брат Алексея Михайловича.

    • Наша сеть «#Мычитатели» объединила более 20 учреждений от Санкт-Петербурга и Москвы до Красноярска. Мы проводили сетевые мероприятия - вебинары, образовательные игры, в том числе игру «Что? Где? Когда?» в сетевом режиме. Нами разработаны локальные акты, методические материалы, практически все педагоги прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с межпредметными технологиями. По итогам реализации наш проект признан одним из лучших на федеральном уровне.

    • Сентябрь 2018 г. - мы переходим на работу в АИС «ЭлЖур» , подстраиваем ее под нашу образовательную модель (выбор формы организации учебного процесса, безотметочная система оценивания и т.д.). 

    • В сентябре 2017 г. мы создаем для наших старшеклассников Школу успеха. Приглашаем на встречи с ними значимых людей г. Красноярска с целью формирования у будущих выпускников компетентностей, качеств личности, необходимых для их успешной жизни в будущем. 

    • В сентябре 2018 г. по инициативе ассоциации «Директорский клуб» (в него вошли директора школ г. Красноярска, близкие по духу Осетровой Ирине Геннадьевне) эта школа становится Сетевой школой старшеклассников «Лидер+», в нее вошли 10 школ г. Красноярска (Лицей № 9 как базовая школа, Гимназии № 10, № 13 «Академ», Лицеи № 1, № 7, ОК «Покровский», школы № 32, 94, 133, 151. Лицей становится городской базовой стажировочной площадкой по направлению «Сетевое взаимодействие школ Красноярска». Разработана программа, подписаны соглашения между директорами о сетевом взаимодействии. Сначала реализация образовательной программы Сетевой школы проходила в основном в очном и дистанционном режимах. Основу школы составили почти 200 учащихся 9-11 классов.

    Цель школы - подготовка лидеров и современных менеджеров для Красноярска как столичного города, воспитание горожанина, ответственного за свой город.

    В течение года организовывались встречи с успешными людьми в разных общественно-политических и профессиональных областях (в области архитектуры и дизайна, экологии, бизнеса и предпринимательства, общественно-политической деятельности, журналистики, IT и т.д.)

    Учащиеся решали кейсы, составляющие формулу столичности.

    С тьюторами школьных команд проводятся тренинги, направленные на формирование у детей лидерских качеств.

    • 2019 г. - выступление участников Сетевой школы старшеклассников с докладом «Каким мы видим Красноярск?» на дискуссионной молодежной площадке «Поколение 2030» в рамках КЭФ.

    • В этом же году презентация деятельности Школы в рамках Межрегионального рефлексивно-аналитического форума «ФГОС СОО: новые практики».

    • В мае 2019 г. состоялась выездная сессия школы на базе Оздоровительного лагеря «Ласточка» - встреча с Ситдиковой Т. Ю., Фирюлиной Н. В., подведены итоги, подготовлены предложения для дальнейшей работы.

    • Август 2019 г. - презентация деятельности Сетевой школы в рамках Сибирского образовательного форума.

    • В декабре 2019 г. нами разработана цифровая платформа для дистанционного обучения и сетевого взаимодействия учащихся Сетевой школы - http://education.liceum9.ru/my/.

    Механизм взаимодействия - выбор детьми различных образовательных межпредметных и надпредметных модулей с целью решения школьной командой общего кейса «Красноярск - город, в котором хочется жить».

    • В 2020-2021 учебном году в гостях у Сетевой школы побывали мэр города Красноярска С. В. Еремин, депутат Заксобрания Красноярского края Зайцев И. А., преподаватели вузов, бизнесмены. Модераторами Школы становятся канд.ф-м.н, преподаватель СФУ, политолог Москвич Юрий Николаевич и старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента КГПУ им. В. П. Астафьева Пожарский Сергей Олегович.

    • Работа Сетевой школы проходит в очном и дистанционном онлайн режимах. Ее участники принимают активное участие в различных значимых мероприятиях города, городских и общероссийских проектах.

    • Август 2019 г. - мы включаемся в проекты по расшколиванию, организации полингвальной среды в ДОУ, по развивающему обучению. Нами составлена карта расшколивания, в которую мы включили всех наших партнеров, так или иначе участвующих в образовании наших детей, в том числе и онлайн ресурсы. Мы активно включились в подготовку Международного образовательного форума, который должен был состояться в марте 2020 г., подготовили сценарии события в Национальном парке «Столбы», событие Сетевой школы старшеклассников, дисциплины Чемпионата КВН. Все эти события должны продемонстрировать, каким образом в условиях расшколивания можно зафиксировать и учесть образовательные результаты детей в соответствие с образовательной программой школы.

    • Зима 2020 г. - в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой педагоги лицея активно включились в освоение технологии дистанционного обучения. Несмотря на то, что различные цифровые ресурсы использовались нами уже давно, их арсенал значительно повысился в этом году. Для их освоения в лицее организуется взаимообучение, консультационная помощь.

    • В августе 2021 г. Лицей получил статус федеральной инновационной площадки по теме «Модель сетевой подготовки педагогов для инновационных школ России». В декабре по итогам отчета наша ФИП продолжает свою деятельность. Данный проект является продолжением предыдущего проекта ФИП «Подготовка работников образования по педагогическим профессиям будущего» 2015-2020 гг. Цель нового проекта - создание в кооперации с ведущими педагогическими вузами, передовыми инновационными школами России, инновационной модели подготовки и переподготовки педагогических кадров через деятельностное погружение в реальную инновационную образовательную практику в сетевой форме.

    • Два года подряд, в 2020 и 2021 гг., наш проект «Русский язык легко вместе с Сетевой школой «Лидер+» является победителем конкурсного отбора Министерства просвещения  на предоставление из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», лот 1.1.1. «Развитие центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Российской Федерации». На средства гранта (2020 г. – 1 млн. руб., 2021 г. – 2 млн. руб.) создан Центр открытого образования по изучению русского языка, лингафонный кабинет, медиацентр и минитипография. Разработанные педагогами лицея программы (для детей 7-17 лет) предназначены для детей-инофонов и способствуют освоению ими как русского языка, так и культуры и традиций России, норм общения со сверстниками и взрослыми. За два года в Центре прошли обучение более 400 иностранных граждан (7+), 150 взрослых граждан прошли тестирование по РКИ в УКЦ «Содействие» и получили сертификаты. Проведено множество мероприятий для детей и взрослых, подготовлен к изданию учебно-методический комплекс проекта. 

    Текущие проекты: Расшколивание и практико-ориентированность

    Реализуемые в настоящее время в лицее проекты в основном связаны с расшколиванием – организацией внешкольного обучения с помощью мастеров-профессионалов. Причем мастером может стать и сам учитель, если он на профессиональном уровне владеет какими-либо компетентностями (пишет стихи, играет на музыкальных инструментах, владеет медиатехнологиями, инструктор по туризму и т.д.). Задача учителей – сопровождение и извлечение образовательных результатов по предметам из деятельности и продуктов детей в условиях расшколивания.

    • Начальная школа – проект «Город, в котором я живу». Во время экспедиций по Свердловскому району, в национальный парк «Красноярские Столбы» дети знакомятся с различными названиями улиц, объектов городской среды и далее исследуют название, с чем или кем оно связано.

    • Основная школа – «Медиадеятельность как способ изучения русского языка». Ученики 5-8 классов могут выбрать мастерскую по русскому языку в рамках лицейского Пресс-центра «Редакция ФМ». Деятельность в мастерских усложняется при переходе из класса в класс: от написания статей в виртуальную газету «КНОПКА», журнал «КЛУБ`Ок», постов в социальных сетях, далее создание Лицейских видеоновостей, которые выходят раз в 2 недели, начиная с 2018 г., подкастинг, интервью, лонгриды, медиаучебник и т.д. Пресс-центр – участник многих значимых событий г. Красноярска (КРЯКК, КЭФ, профессиональный конкурс «Учитель года»).

    • «Дорога в школу»?️ - проект, разработанный самими детьми, связан с решением проблемы благоустройства территории микрорайона лицея. Представлен в рамках Молодежной площадки «Поколение 2030» в марте 2022 г., одобрен экспертами, получил поддержку со стороны руководителей различных служб городского хозяйства. Победитель Всероссийского конкурса «Мой город – моя забота» в г. Москве.

    • «Образовательные экспедиции» - по городу, краю, России. Экспедиции имеют межпредметный характер, участники сами определяют тему своего исследования, проекта, продукта. Руководитель сопровождает ребенка при выполнении его работы, то есть занимает тьюторскую позицию.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике